Покупка автомобиля: как выбрать лизинговую компанию.

лизингЧтобы переоснастить производство или обновить автопарк, необходимо значительное количество ресурсов, которые не так легко изъять из оборота. Для пополнения основных фондов предприятий, модернизации подвижного состава многие компании пользуются лизингом.

В настоящее время, когда Россия находится буквально на пороге вхождения в ВТО, назревает актуальный вопрос: а стоит ли связываться с российскими лизинговыми компаниями (банками и иными финансовыми структурами)? Может лучше дождаться более «дешевых» и «длинных» ресурсов западных компаний? То, что предлагаемые ими средства действительно окажутся более выгодными и будут предоставлены на более продолжительный срок, сомнений нет. Однако не стоит заниматься самообманом в ожидании манны небесной. Вряд ли серьезный и надежный иностранный банк предложит российским компаниям дешевые денежные ресурсы, изучив финансовое и хозяйственное состояние абсолютного большинства отечественных организаций. Выгодные условия вновь получат только те предприятия, которые и без того имеют свободный доступ к недорогим средствам благодаря своей безупречной репутации, чье присутствие в активах любого российского банка более чем желанно.

Тем не менее любая компания имеет право на существование и успешное развитие независимо от объемов текущей деятельности. К тому же значительная часть российских финансовых организаций и банков, стараясь закрепиться на рынке и извлечь максимум прибыли, допускают гораздо большие риски, нежели иностранные коллеги, работая зачастую не с самыми прибыльными и надежными клиентами. И вариант обновления (приобретения) основных фондов посредством лизинга вполне приемлем для многих отечественных предприятий вне зависимости от порядка цифр в валюте их балансов.

Итак, как выбрать лизинговую компанию и как вести себя потенциальному лизингополучателю, чтобы пользоваться наиболее выгодными условиями в лизинговой компании, обратившись туда с твердым намерением приобрести или обновить производственные фонды?

Особенности выбора лизинговой компании

При выборе лизинговой компании (ЛК) стоит в первую очередь (лицензирование лизинговой деятельности отменено с 11.02.02 на основании вступления в силу ФЗ РФ от 08.08.01 № 128-ФЗ) обратить внимание на источники финансирования, которые она использует. В России сложились две крупные разновидности таких организаций:

1. ЛК, созданные как дочерние структуры коммерческих банков (других финансовых учреждений, страховых компаний).

2. ЛК, созданные при крупных предприятиях-производителях и продавцах промышленной продукции.

В странах с богатой лизинговой историей существуют и третий вид: ЛК, работающие в основном на собственных ресурсах, образовавшихся за счет процесса реинвестирования. Увы, в РФ очень мало компаний, которые своевременно осознали важность этого процесса. Ошибочность такой позиции обнажил финансовый кризис августа 1998 года, когда из порядка 500 лизинговых организаций более 90% прекратили или заморозили свою деятельность вслед за лопнувшими банками, коими и были учреждены. Как правило, большинство ЛК, заявляющих о своей полной независимости от внешних источников, работают все на том же внешнем финансировании проектов, привлекая займы обслуживающих банков или материнских компаний.

Ввиду определенных налоговых выгод, предоставленных для развития финансового лизинга в нашей стране, образовалась достаточно мощная прослойка предприятий, занимающихся псевдолизингом («серым» лизингом). То есть крупные компании оформляют всю приобретаемую ими технику через «дочерние / внучатые» ЛК. Эти ЛК получают от вышестоящих предприятий займы (нередко беспроцентные), которые целевым образом расходуют на покупку оборудования, необходимого для обновления основных фондов «родителей». Внешние источники тоже привлекаются, но нередко используются существующие средства предприятий, которые, будучи пропущенными через финансовый лизинг, позволяют и само оборудование купить, и налогообложение оптимизировать. Этим бизнесом занимается абсолютное большинство ЛК, созданных при крупных промышленных холдингах. Стать клиентом таких компаний, не являясь членом холдинга, практически невозможно. Однако подобные «серые» лизинговые схемы могут предложить и не только подобные лизинговые компании. Немало предприятий обожглось в результате сотрудничества с «серыми» лизингодателями, предлагающими посредством псевдолизинга за счет самого предприятия (и очень недешево) оптимизировать налогообложение при обновлении основных фондов. Естественно, после подобного горького опыта доверие к лизингу со стороны лизингополучателей серьезно снижается.

Однако факт существования таких «серых» лизингодателей вовсе не исключает возможность функционирования нормальных компаний (в плане доступности предоставления услуг и прозрачности деятельности). Широко развиты ЛК при производственных и торговых предприятиях. Вид финансового лизинга, предлагаемого ими в международной практике, как правило, называется лизинг-помощь в продажах (sales-aid leasing или vendor leasing). У таких ЛК наиболее четко отработана сервисная база по дальнейшему обслуживанию лизингового имущества. Однако финансовые ресурсы этих ЛК, позволяющие предоставлять рассрочку платежа (тем самым отвлекая денежные ресурсы из оборота), ограничены. И велика вероятность, что лизинговые услуги у них обойдутся несколько дороже, нежели у компаний, созданных при банках и финансовых организациях. Как правило, «рубль» у ЛК при банках дешевле и «длиннее». Отсюда и более выгодные условия.

Лизинг для обновления основных фондов вполне приемлем для многих отечественных предприятий вне зависимости от порядка цифр в валюте их балансов

Желая обновить производственные фонды посредством финансового лизинга, потенциальному лизингополучателю целесообразно поинтересоваться: предоставляет ли такой сервис обслуживающий банк или есть ли дочерняя ЛК непосредственно у продавца имущества. Как правило, в ЛК обслуживающего банка наибольшая вероятность получить более дешевое финансирование, на более длительный срок и под гораздо меньший залог (если таковой вообще будет потребован). В ЛК стороннего банка вполне возможно, что стоимость лизинга будет дороже. К тому же непременными условиями могут стать переведение в данный банк оборотов на сумму, не меньшую стоимости лизингового имущества, а так же дополнительное обеспечение (особенно если объектом лизинга является технологическое, сложно демонтируемое, оборудование) помимо непосредственно предмета лизинга.

В выборе лизинговой компании следует обратить внимание на ее специализацию. Нередко ЛК называют себя универсальными и объявляют, что занимаются всеми видами обслуживания с любым возможным объектом, во всех регионах России и на любые суммы. Однако, вероятнее всего, это лишь рекламный ход с целью обратить на себя внимание. Безусловно, первоочередная задача менеджера лизинговой компании – диверсифицировать лизинговый портфель компании с целью минимизации рисков. Но определенные ограничения все же существуют.

Если не официально, то хотя бы по умолчанию, в лизинговых компаниях существует определенный «черный список». В нем могут быть нежелательные виды лизинга, оборудования, отрасли, для которых необходимо поставить технику, и, наконец, нежелательные для партнерства регионы. Об инвестиционной приглядности региона можно узнать из интернет-сайта www.ivr.ru. Однако даже если регион считается инвестиционно привлекательным, это еще не значит, что он будет устраивать лизингодателя. Как правило, лизинговые компании работают в радиусе тех округов, где у них есть филиалы, отделения и подобные родственные структуры. Это, естественно, связано с минимизацией текущих расходов на осуществление сделки: командировки с целью проверки предоставленного обеспечения (объект лизинга, являющийся предметом залога, дополнительный залог); оплата почтовых переводов и телефонных коммуникаций. И если лизинговая компания согласна работать в отдаленном для себя регионе, то подразумевается порой значительное увеличение накладных трат на осуществление сделки, и оплачиваться они будут из бюджета лизингополучателя.

Условия предоставления лизинговых услуг у российских лизинговых компаний практически одинаковы, и в целом регулируются главой 34 ГК РФ, Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).

Установление деловых отношений с лизингодателем

Как правило, затруднения при оценке условий лизинга, предоставляемых различными лизинговыми компаниями, кроются в следующем. В отличие от товаров, услуги не могут быть упакованы и выложены на прилавок: выбор продукта, требования к его предоставлению, и назначенная цена предполагают личный контакт с сотрудниками лизинговой организации.

Четко осмыслив для себя все плюсы и минусы сделки, выбрав определенную компанию (или хотя бы сузив круг возможных партнеров до минимума), потенциальный лизингополучатель должен достаточно серьезно подготовиться к встрече. Каждая сторона, участвующая в лизинге, сталкивается на практике с теми или иными рисками. Успешное их разрешение зависит от многих факторов, главный из которых – осведомленность, а значит, способность предвидеть осложнения и избегать их.

Прочесть законодательные акты, касающиеся лизинга в России, – это тот минимум, который потребуется, чтобы грамотно задать вопросы об условиях предполагаемой сделки и получить на них всеобъемлющий и доступный для понимания ответ. Тем более, блеснув даже теоретическими знаниями интересующего вас вопроса, вы получите заслуженное уважение лизингодателя и вырастете на порядок в его глазах, невзирая даже на не самые оптимистичные финансовые показатели вашей фирмы. По российской традиции такой незавидной приметой является «белая» (официальная) отчетность.

Не лишним будет поинтересоваться на первых переговорах о сроках рассмотрения заявки на лизинг и принятия решения относительно целесообразности сделки.

Возможно, первый диалог с лизинговой компанией внесет некоторое разочарование в ваше представление о возможностях финансового лизинга в России. Необходимо внести ясность в эти вопросы, дабы заранее подготовить лизингополучателя к конструктивному разговору с лизингодателем.

Львиная доля потенциальных лизингополучателей считает, что при заключении договора не требуется дополнительного обеспечения (залога, поручительства и тому подобного), так как гарантией является непосредственно объект лизинга. Как правило, о добавочных средствах не идет речь при обращении в российскую ЛК, когда объектом лизинга является автотранспорт надежных зарубежных марок, но только в случае предварительного внесения лизингополучателем аванса в размере 20-40% от первоначальной стоимости машины. Ввиду того, что иномарки благодаря своим параметрам (чего, увы, недостает в отечественных автомобилях) – качества, надежности, респектабельности и прочего – достаточно ликвидный товар и вторичный рынок в России на них сформирован, емок и имеет большой потенциал, дополнительного обеспечения в сделках финансового лизинга с ними не требуется.

В лизинговых компаниях существует определенный «черный список» нежелательных видов лизинга, оборудования, отраслей, регионов сделок

Однако у производственного и технологического оборудования как объектов сделок показатели ликвидности на вторичном рынке недостаточно определены. Поэтому лизингодателем поднимается вопрос о дополнительном обеспечении по такого рода соглашениям. После чего, как правило, следует небеспричинное недоумение лизингополучателя:

«Но ведь за границей дополнительного обеспечения не требуется? Откуда такие запросы в России? А разве предмет лизинга не представляет собой обеспечение?»

С точки зрения регулирования вопросов лизинга зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы в зависимости от наличия или отсутствия специального законодательства. Условия по лизинговым сделкам тоже неоднородны. То, что объект лизинга является единственным предметом обеспечения лизинговой сделки, – равным образом заблуждение. Да, реклама большинства зарубежных лизинговых компаний утверждает это, но нельзя сказать, что данный факт на все 100% действителен для 100% клиентов. В каждом конкретном случае к заказчикам применяется дифференцированный подход, что можно наблюдать и в России. Однако отечественный подход, безусловно, является более жестким, диктуемым отнюдь не повсеместной алчностью лизинговых компаний, а требованиями текущего момента отечественной экономики, которая, несмотря на последние позитивные изменения, таит в себе неопределенность. Не последнюю роль играет дороговизна денежных ресурсов и малоэффективный механизм возврата собственности в связи с недостаточно отработанными залоговым и ипотечным законодательствами. Вдобавок ко всему лизинговая компания, аргументируя свои требования к обеспечению, должна учитывать пожелания своих кредиторов, чьи средства были привлечены для осуществления сделки финансового лизинга. Отсюда же вытекают и ожидания высокого уровня материального состояния клиента.

В связи с этим лизинговые компании, стремясь минимизировать свои риски на случай недобросовестности лизингополучателя или ухудшения экономической обстановки в стране, требуют дополнительный залог при заключении сделки финансового лизинга, несмотря на внесенный клиентом авансовый платеж. Как правило, данное условие ставится, когда ликвидность лизингового имущества явно недостаточна. Чем это может быть вызвано? В первую очередь, как уже было сказано, это касается оборудования в условиях несформированности, а порой и полного отсутствия вторичного рынка. Оборудование гораздо более специализированно, нежели, например, автотранспорт, по отраслям, поэтому обладает меньшей ликвидностью. Объектами лизинговой сделки зачастую становится техника, не имеющая аналогов, используемая узким кругом предприятий. А если клиенту поставляется специализированное оборудование, которое, к тому же вряд ли кому-то кроме самого лизингополучателя понадобится, то в случае расторжения договора и изъятия объекта лизинга, естественно, появятся затруднения с его реализацией на вторичном рынке. Большинство лизингодателей не имеет собственной торговой инфраструктуры (если не считать узкоспециализированных компаний, которых меньшинство), поэтому с учетом цены реализации (ликвидационной) техника может служить лишь долей обеспечения по договору, а оставшаяся часть нуждается в дополнительном поручительстве, помимо объекта лизинга.

Актуальной остается проблема добавочного обеспечения при финансовом лизинге отечественного автотранспорта. Причина, наряду с вышеуказанными, достаточно банальна: низкое качество и непродолжительный, в связи с этим, ресурс работы, влекущий за собой недостаточную ликвидность.

Инструменты дополнительного обеспечения постоянно совершенствуются, и требования к размеру гарантий снижаются. Уменьшить сумму поручительства могут такие факторы, как деловая репутация компании, ее желание увеличить объемы работы с банком, обслуживающим лизинговую компанию, где испрошен предмет лизинга, возможность страхования коммерческих рисков лизингодателя на случай неуплаты лизинговых платежей. Несколько сглаживает ситуацию в вопросе дополнительного обеспечения договор обратного выкупа оборудования, заключаемый между лизингодателем и организацией, предоставляющей технику. Смысл соглашения состоит в том, что поставщик в случае неплатежеспособности лизингополучателя выкупает это оснащение у лизингодателя на заранее согласованных условиях. Тем самым при заключении такого договора обеспечивается вторичный рынок имущества, переданного в лизинг.

Тем не менее по утверждению отечественных и зарубежных специалистов при соглашении о финансовом лизинге предъявляются более щадящие и гибкие требования по дополнительному обеспечению, нежели при оформлении кредита в банке, что облегчает процесс обновления основных фондов для лизингополучателя.

С учетом цены реализации имущество может служить лишь долей обеспечения по договору, а оставшаяся часть нуждается в дополнительном поручительстве

Немало клиентов лизинговых компаний уверены, что лизинговая сделка более проста по своей структуре и менее продолжительна по срокам заключения, нежели получение ссуды. Лизинговый договор при большом количестве задействованных в нем субъектов уже сложнее по организации, чем процедура оформления кредита. Сделка финансового лизинга включает в себя договор купли-продажи лизингового имущества, контракт о его страховании и зачастую кредитное соглашение (и это не считая залога (поручительства) и страхования предмета обеспечения, как правило, обязательных при кредите). Таким образом при претворении в жизнь лизинговой сделки необходимо учесть интересы всех субъектов сделки. И каждый абсолютно справедливо имеет право предъявлять свои требования (условия, сроки, тексты договоров и тому подобное) к тем этапам, в которых он участвует. Несколько проще выглядит сделка при внутреннем возвратном финансовом лизинге, когда сокращается количество участников, и лизингополучатель является одновременно поставщиком объекта лизинга. Однако когда сделка финансового лизинга включает:

1) лизинговую компанию;

2) финансирующую структуру (банк, фонд, инвестиционная компания и т.п.);

3) лизингополучателя;

4) поставщика и нередко (если, например, приобретается целый комплекс различного оборудования) не одного;

5) страховую компанию;

есть вероятность того, что согласование интересов всех займет некоторое время и реально будет напоминать со стороны сцену перетягивания воза с поклажей из басни Крылова.

Тем не менее неразрешимых вопросов, как правило, не бывает, если они не идут вразрез с интересами фискальных органов и требованиями законодательства.

Лизингополучатель способен своими действиями ускорить процесс рассмотрения его заявки (заверенной руководством и печатью фирмы), включающей, как правило:

1. Краткую информацию о фирме (в том числе полное наименование, род деятельности, место расположения и почтовый адрес, Ф.И.О. первых лиц фирмы, Ф.И.О. контактного лица, занимающегося данным лизинговым проектом, банковские реквизиты, ИНН, контактные телефоны, e-mail).

2. Сведения об объекте лизинга (в том числе полное наименование объекта лизинга, марка, вид, тип, технические характеристики, стоимость, предполагаемое место эксплуатации).

3. Сведения о выбранном вами поставщике или поставщиках (в том числе полное наименование, адрес, Ф.И.О. контактного лица, занимающегося данной поставкой, контактные телефоны, e-mail).

4. Прочая информация, например, варианты финансирования, размер аванса, сроки погашения основного долга, периодичность лизинговых платежей, предлагаемое дополнительное обеспечение.

Желательно, чтобы заявка была составлена кратко и четко и по объему не превышала двух страниц.

На основании вашей заявки специалисты лизинговой компании уже могут составить приблизительный расчет и предложить несколько вариантов графика лизинговых платежей, из которых в процессе переговоров можно будет выбрать наиболее оптимальный.

Расчет лизинговых платежей должен быть тщательно пересчитан экономистом лизингополучателя. Если итоги не совпадут с теми, что предоставила ЛК, то организация, заботящаяся о своей репутации, обязательно даст детальные разъяснения или, как минимум, ссылаясь на загруженность проектами, вышлет расчет по электронной почте в формате Excel, где по формулам вполне можно восстановить логику.

К сожалению, во многих лизинговых компаниях пытаются всячески скрыть методику лизинговых расчетов и составляющие платежа, нередко предоставляя только график платежей. Все это для того, чтобы утаить от клиента собственный уровень прибыли и первоначальную процентную ставку по привлеченным средствам. ЛК, финансирующие лизинговые проекты с использованием кредитных ресурсов, добавляют к привлеченной процентной ставке свою маржу. Благо, если она добавлена к процентной ставке, не превышающей размер рефинансирования, установленного Банком России. В связи с этим лизингополучателю целесообразно все же добиться у лизинговой компании ответа на вопрос о реальной стоимости привлекаемых ею для финансирования лизинговых сделок заемных средств (если таковые используются).

Не лишним будет уточнить у лизингодателя размер процентов, взимаемых непосредственно для покрытия текущих расходов при осуществлении проекта и извлечения прибыли. Зачастую, оглашая клиенту ставку по лизинговому договору, лизингодатель умалчивает о том, что траты (налоги, сборы и тому подобное), включаемые в лизинговый платеж, не входят в нее. И размер процентов таким образом будет казаться на первый взгляд небольшим.

Безусловно, лизинг выгоден большинству предприятий, работающих с прибылью. Иначе какая польза, если расходы по лизинговым платежам вы относите на себестоимость своей продукции, уменьшая базу по налогу на доход? Однако, сравнивая лизинг с кредитом и прямой покупкой, необходимо, в первую очередь, определить, какие преимущества интересуют вас: оптимизация налогообложения; экономия или увеличение собственных оборотных средств; оптимизация структуры баланса за счет вывода лизингового имущества за границы баланса, сохраняя при этом привлекательность для кредиторов и так далее. Исходя из приоритов лизинга, уже можно оценить объективность тех или иных сравнительных расчетов.

Заявка на лизинг включает, как правило, краткие сведения о фирме, объекте лизинга, поставщиках, вариантах финансирования, авансе, сроках и периодичности платежей

Клиенты, обращающиеся в лизинговую компанию, должны, прежде всего, реально осознавать масштабы и этапы интересующего их лизингового (инвестиционного) проекта. Именно продуманного и просчитанного решения, идеи явно недостаточно! Для этого целесообразно подготовить бизнес-план проекта. Увы, у большинства отечественных предпринимателей к этому документу отношение если не негативное, то настороженное. В бизнес-плане они зачастую видят только дополнительный барьер (потраченное время и средства) на пути к желаемой цели. Нередко и лизинговые компании идут на уступки, и дабы не упустить клиента, смягчают требования, ограничиваясь только кратким ТЭО проекта (обычно при сделках на небольшие суммы).

Часто от клиентов ЛК можно услышать: «Нам нужно оборудование (транспорт), а не бизнес-план». Естественно, инвестор (лизингодатель) думает как раз наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если организация не может сделать нормальный бизнес-план, то уж дело, для которого испрашивается оборудование на условиях лизинга, тем более не поставит.

В международной практике отношение к бизнес-плану вполне обыденное. На Западе это просто вошло в норму. Фирма или частное лицо, которой необходимы средства для осуществления инвестиционного проекта, первым делом представляет бизнес-план, который детально знакомит с ним инвестора или параллельно нескольких инвесторов. Более того, в западных компаниях бизнес-план уже пережил эволюцию, и последние десять-пятнадцать лет он стал использоваться не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа, каркас корпоративного планирования. Увы, у нас пока данная культура окончательно не утвердилась. Однако от подобной практики никуда не уйти.

Нередко, приняв решение о создании бизнес-плана проекта, потенциальные лизингополучатели подходят к нему формально, поручив его сторонней фирме или вслепую вводя данные в уже готовый шаблон компьютерной программы. В результате, истратив энное количество средств, получают расплывчатый документ, который, несмотря на красивое оформление и объем, ни о чем по сути. Даже если для написания бизнес-плана привлечена фирма, специализирующаяся на этом, без активного участия заказчика ей никогда не создать реальный план. Никто не знает ваш проект лучше, чем вы!

Итак, цель бизнес-плана лизингового проекта – убедительно показать, каким образом ресурсы лизинговой компании превратятся в деньги и еще большие деньги той же лизинговой компании. Иными словами, организация-инвестор должна увидеть прибыль не после, а до того, как истратит средства на предлагаемый проект.

Подготавливаемый к рассмотрению в лизинговой компании бизнес-план никоим образом не отличается от того, что составляют для других финансовых структур. Нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы.

Как правило, бизнес-план проекта состоит из следующих разделов:

1) Резюме (обзорный раздел).

2) Общее описание компании.

3) Продукция и услуги.

4) Маркетинг-план.

5) Производственный план.

6) Управление и организация.

7) Капитал и юридическая форма компании.

8) Финансовый план.

9) Оценка рисков.

10) Приложение.

При составлении бизнес-плана лизингового проекта следует соблюсти три правила:

1. В бизнес-плане не должно быть «революций».

2. Документ должен быть глубоко реалистичен и даже пессимистичен в плане ожидаемой прибыли.

3. Бизнес-план должен быть гибким и скользящим.

Стоит обратить внимание на некоторые ошибки, встречающиеся в бизнес-планах. Наиболее типичными из них являются следующие:

1. Попытка применить западную методологию разработки документа без адаптации к специфике бизнеса в России.

2. Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные прогнозы продаж, вызывающие вопросы у эксперта, изучающего проект.

3. Завышение конечной цены реализации товара, что приводит формально к хорошим финансово-экономическим показателям лизингового проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины. С одной стороны, это мог быть результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо ориентировался на цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает параметры стоимости, в надежде во что бы то ни стало получить интересующее его оборудование, в расчете на «русский авось».

4. Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до издержек на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие «эксклюзивных» отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и так далее.

5. К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек относится налогообложение. На процесс реализации проекта могут влиять даже особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например, только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика выплат лизинговых платежей, применению штрафных санкций и в результате – к появлению проблемного лизингового проекта.

6. Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. В чем причина? Зачастую разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области. Они берут книгу Филипа Котлера или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес-план. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить. Эти сотрудники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом. Им трудно понять, что это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать, не знают, на какую идею можно опереться. В нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, если каждый сотрудник, имеющий возможность получить какую-либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей организации.

7. Общеизвестный фактор, который делает бесперспективными основную массу проектов, – это политическая и экономическая нестабильность в стране. Поэтому целесообразно заранее учесть его в бизнес-плане. А также то, что в силу этого фактора проекты, срок окупаемости которых более трех лет, редко рассматриваются.

В случае одобрения лизинговой компанией идеи, изложенной в бизнес-плане, следующим шагом по продвижению будет подготовка пакета документов.

Организация-инвестор должна увидеть прибыль до того, как истратит средства на предлагаемый проект, поверить, что ресурсы вернутся в еще большем объеме

Портфель бумаг на рассмотрение лизингового проекта, представляемый лизинговой компании, аналогичен тому, что необходим для получения кредита в коммерческом банке, и выглядит следующим образом:

1. Документация с общей информацией (данные о компании, ее руководстве и учредителях, участниках, акционерах; организационная структура).

2. Учредительные акты и приравненные к ним (как правило, нотариально заверенные копии).

3. Финансовые бумаги (бухгалтерская балансовая отчетность с приложениями (с расшифровками статей баланса), справки из обслуживающих банков, данные по кредитной истории и так далее).

4. Документация по объекту лизинга (схемы, сертификаты, характеристики и тому подобное) и условиям его поставки (договоры или проекты договоров купли-продажи от поставщиков оборудования).

5. Нормативные акты, на основании которых осуществляется хозяйственная деятельность компании, а также проекты контрактов и протоколы о намерениях.

6. Соглашения по дополнительному обеспечению лизингового проекта (в зависимости от вида гарантий).

В процессе рассмотрения заявки сотрудники лизинговой компании могут затребовать дополнительную информацию и другие документы, необходимые, по их мнению, для более детальной проработки вопроса предоставления объекта лизинга.

Для скорейшего рассмотрения возможности финансирования лизингового проекта целесообразно не тянуть время с подготовкой полного пакета документов. Рекомендуется первым делом запросить необходимые справки и выписки по счетам в обслуживающих банках, поскольку, как правило, из-за этих бумаг бывают наибольшие задержки. Параллельно стоит сразу сделать необходимые копии учредительных документов и приравненных к ним и заверить их у нотариуса. Быстрота подготовки остальных актов зависит целиком и полностью от расторопности персонала различных служб вашей компании. В среднем пакет документов вполне реально подготовить за одну неделю.

Не стоит возить в лизинговую компанию по одному акту в надежде, что так вопрос будет рассмотрен быстрее. Более того, бумаги по частям, вероятнее всего, не примут и попросят предоставить полностью подготовленный пакет. В ряде ЛК на этот счет существуют жесткие правила. После подачи полного пакета документов стоит перезвонить через один-два дня эксперту, изучающему его, и поинтересоваться мнением, а также спросить, какие бумаги понадобятся еще. Абсолютно напрасно спорить об уместности предоставления того или иного акта (не являющегося коммерческой тайной), интересующего лизингодателя. В интересах организации максимально ускорить подготовку всех документов, необходимых для реализации проекта. Реальный срок рассмотрения полного пакета и вынесения решения об инвестировании средств в основные фонды составляет одну-две недели, не более.

Во время изучения специалистами лизинговой компании документов разумно запросить типовой договор лизинга для ознакомления и, возможно, сопутствующих ему (купли-продажи, залога, поручительства и подобных актов). На данном этапе желательно помимо самостоятельного изучения контрактов привлечь для этого опытного юриста.

Потребительская оценка договора финансового лизинга

В случае принятия положительного решения о предоставлении оборудования на условиях лизинга наступает завершающий этап подготовки проекта – подписание договора.

Любое соглашение, в том числе лизинговое, представляет собой совокупность прав и обязанностей участников данного правоотношения, как лизингодателя, так и лизингополучателя. К сожалению, на практике об этом зачастую забывают и говорят о правах первого и обязанностях второго. И это не может не накладывать определенный отпечаток на содержание отдельных договоров лизинга, вследствие чего составляются «односторонние» соглашения в пользу ЛК. Безусловно, наибольшие риски в сделке несет лизингодатель, однако стоит рассмотреть некоторые положения договора лизинга с учетом интересов лизингополучателя.

Согласование условий договора купли-продажи объекта лизинга (по материалам Группы МФК по развитию лизинга)

Одним из отличий договора финансового лизинга от договора обычной аренды является специальное приобретение имущества для передачи в лизинг конкретной организации. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о процедуре согласования условий акта купли-продажи имуществ с лизингополучателем, который не является стороной указанного контракта.

Самым удобным с точки зрения будущего пользователя оборудования было бы письменное согласование с ним проекта договора купли-продажи. Но лизингодатели иногда не согласны с таким условием. При этом отказ мотивируется необходимостью соблюдать конфиденциальность в отношении этого акта. В таком случае в договор лизинга может быть включен перечень условий соглашения купли-продажи лизингового имущества и их содержание, имеющие для лизингополучателя существенное значение. Это могут быть качественные характеристики лизингового имущества, поставка необходимых комплектующих и запасных частей для оборудования, срок и место, процедура приемки и предъявления претензий по количеству и качеству, необходимость обучения персонала работе с оборудованием, порядок обслуживания предмета лизинга и другие. На практике часто большинство условий формулируются еще на первом этапе общения с ЛК – при подаче заявки.

В среднем пакет документов реально подготовить за одну неделю. Но не стоит возить в лизинговую компанию по одному акту в надежде, что это ускорит процесс.

Если указанные требования условия являются для лизингополучателя принципиальными, то на случай несогласия поставщика оборудования на включение их в акт купли-продажи, в договоре лизинга необходимо предусмотреть процедуру координации условий, отличных от предусмотренных ранее, либо право лизингополучателя на расторжение договора.

Не меньшее значение имеет и осведомленность лизингополучателя об условиях акта купли-продажи предмета лизинга и на стадии его исполнения, особенно в случаях, когда выбор имущества и его поставщика является обязанностью ЛК. Такая важность, в первую очередь, связана с правом лизингополучателя предъявлять непосредственно продавцу оборудования требования, вытекающие из договора купли-продажи. Поскольку лизингополучатель наделен возможностями и обязанностями покупателя, он должен быть проинформирован об условиях акта купли-продажи предмета лизинга, имеющих для него практическое значение.

Оптимальным было бы приложение копии этого договора в качестве неотъемлемой части соглашения лизинга. В случае несогласия лизингодателя можно рекомендовать включать в договор пункт о необходимости предоставления ЛК в определенные сроки уведомления о наиболее важных для лизингополучателя условиях купли-продажи.

Акт приемки-передачи объекта лизинга

Лизинговое имущество зачастую может быть передано продавцом непосредственно лизингополучателю. В связи с чем одной из первых обязанностей лизингополучателя является обязанность принять предмет лизинга. Он должен обратить особое внимание на отражение соответствующих условий в договоре. В целом приемка оборудования и ее оформление соответствующим актом ничем не отличаются от подобных процессов при договоре купли-продажи.

Лизинговые отношения предполагают участие в них продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Все три участника имеют непосредственное отношение именно к приему-передаче предмета лизинга, поэтому наиболее привлекательным является совместное оформление акта. Но зачастую такое соглашение невозможно в силу различного территориального нахождения участников лизинговой сделки. Поэтому прежде чем включать в договор лизинга процедуру приемки имущества, необходимо взвесить как положительные моменты трехстороннего подписания акта (например, решение некоторых проблем уже в процессе получения оборудования), так и его негативные аспекты (например, более длительные временные рамки или значительные финансовые затраты).

В соглашении лизинга необходимо не только предусмотреть, в каком составе будет осуществляться приемка имущества, но и указать последствия неприбытия к назначенному пункту приемки кого-либо из представителей сторон. В договор лизинга может быть включено условие о том, что в случае отсутствия в определенное время и в обговоренном месте одного из участников (либо обоих сразу) лизингополучатель вправе принять имущество и оформить соответствующий акт единолично. В качестве альтернативного варианта можно предложить перенести срок приемки имущества. Однако в этом случае разумно будет предусмотреть ответственность лизингодателя за несвоевременность либо неприбытие.

В отдельных случаях возникают вопросы и в отношении сроков приемки предмета лизинга и оформления акта приемки-передачи. Действующее законодательство не регламентирует время, поэтому оно определяется по соглашению сторон. Срок не может быть универсальным. Есть имущество, для которого указанный период будет необоснованно увеличенным, а для того, чтобы оценить качество другого поставленного оборудования, его может быть и недостаточно. Срок должен определяться в каждом конкретном случае в зависимости от соответствующих характеристик имущества и временных возможностей участников приемки для их прибытия к месту. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что для процесса может потребоваться проведение каких-либо операций (например, ввод в эксплуатацию), и, значит, дополнительное время. Лизинговая компания и поставщик вряд ли согласятся значительно отсрочить приемку имущества в целом, а сокращение сроков по качеству иногда невозможно. Поэтому лизингополучатель может предложить ЛК включить в договор лизинга условие о раздельной приемке имущества по количеству и качеству.

Лизинговая компания и поставщик вряд ли согласятся значительно отсрочить приемку имущества в целом, а сокращение сроков по качеству иногда невозможно

Все участники лизинговой сделки заинтересованы в надлежащей передаче предмета лизинга. Но отношения их оформляются не одним, а двумя договорами. Поэтому необходимо также уделить особое внимание достижению единообразия обоих актов (лизинга и купли-продажи) для регулирования условий о порядке передачи имущества.

Страхование в рамках лизинговой сделки

Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата вложений. Одним из возможных способов охраны интересов лизингодателя является страхование, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников сделки. Этот вид гарантий защищает стороны в случае гибели, утраты, повреждения оборудования на любой из стадий осуществления лизинговой операции – с момента поставки до окончания срока действия договора.

При заключении соглашения могут быть застрахованы любые правомерные имущественные интересы как лизингодателя, так и лизингополучателя. Исключением из данного правила является невозможность страхования риска гражданской ответственности по договору лизинга, так как этот вид допускается только в случаях, специально предусмотренных нормативными актами. Действующим законодательством о лизинге на сегодняшний день такой возможности не предоставлено.

В большинстве случаев договор страхования объекта лизинга заключается как на весь срок действия соглашения, так и на двенадцать месяцев с последующей пролонгацией. Причем страхователем может выступать как лизингополучатель, так и лизингодатель. Выгодоприобретателем же по договору страхования назначается либо лизингодатель – собственник предмета лизинга, – либо банк-кредитор, финансирующий лизингодателя.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ гл.48) и Законом «О финансовой аренде (лизинге)» по договору имущественного страхования могут быть защищены такие материальные интересы:

1. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингового имущества;

2. Риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц в ходе реализации договора лизинга (например, ответственности за вред, причиненный автотранспортным средством, в ряде компаний предусматривает также возможность оплаты страховой премии в рассрочку), тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и другие формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме этого, в договоре страхования можно оговорить размер минимального не компенсируемого страховщиком убытка – франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос.

Традиционно применяемый при осуществлении лизинговых операций вид страхования – страхование риска непогашения лизинговых платежей. После кризиса 1998 года в России соответствующие договоры практически не заключались. Однако недавно вновь со стороны ЛК пошли запросы на покрытие их финансовых рисков, и несколько страховщиков стали активно заниматься этим видом (для проведения соответствующих операций необходимо наличие лицензии). Тарифы по страхованию риска непогашения лизинговых платежей достаточно высоки – от 3% до 10% от величины платежей. При этом можно застраховать как всю общую сумму, так и отдельно лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений или только первые два-три чека (их выполнение или невыполнение, как правило, служит индикатором для целесообразности дальнейшего осуществления сделки). Безусловно, в двух последних случаях страховка обойдется лизингодателю значительно дешевле.

В целом для отечественного страхового рынка рассмотренные выше виды страхования являются традиционными и проблем, как правило, не вызывают. Единственное, что может усложнить решение вопросов, – это если стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что может потребоваться механизм перестрахования (ст. 967 ГК РФ). При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком, может быть им застрахован полностью или частично у другой организации по соглашению перестрахования. При перестраховании ответственным остается страховщик.

При осуществлении лизинговых операций компании традиционно обращаются за страхованием от рисков непогашения лизинговых платежей

В случае использования механизма перестрахования российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общей суммы, а оставшуюся большую часть передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет миллионы долларов и при этом имеется требование западного партнера на участие в сделке солидной западной страховой компании.

Условия договора страхования

Любой договор считается заключенным, только если согласованы его существенные условия, названные таковыми законом или хотя бы одной из сторон. Статьей 942 ГК РФ прямо указаны четыре существенных пункта, без урегулирования которых соглашение не может состояться:

1. Об имуществе или ином имущественном интересе. В данном случае нужно обратить внимание на тот момент, что страховаться может только предмет лизинга, который уже имеется в наличии и уже существует возможность его утраты или повреждения. Следовательно, нельзя застраховать оборудование до перехода к ЛК риска его случайной гибели или порчи от поставщика. Для согласования условий можно использовать договор лизинга либо его положения, позволяющие достаточно определенно установить и идентифицировать предмет лизинга.

2. Характер страхового события. В связи с тем, что наступление страхового случая требуется доказывать, его описание, так же как и характеристика объекта страхования, должно быть по возможности точным и не допускать двусмысленных толкований. Например, если лизингодатель страхует риск несоблюдения лизингополучателем договорных обязательств по платежам, необходимо при описании страхового события оговорить период просрочки, истечение которого дает право лизинговой компании обратиться к страховщику с требованием страховой выплаты, а также предусмотреть перечень документов, которыми подтверждается факт несоблюдения лизингополучателем указанных выше обязательств.

3. Размер страховой суммы. Размер выплаты может быть согласован как абсолютный объем по договору в целом, так и как платеж на один застрахованный объект. Важно помнить, что страховая сумма не должна превышать страховую стоимость (для имущества это его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения акта страхования). Возникает вопрос – какова страховая стоимость предмета лизинга при страховании его лизингополучателем? В этом случае действительной стоимостью имущества является цена, указанная в договоре лизинга, которая превышает рыночную стоимость. Таким образом, страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком.

4. Срок действия договора страхования. Это условие касается как начала, так и окончания соглашения. Однако если отправная точка действия договора не согласована сторонами, то он вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса (статья 957 ГК РФ). Таким образом, сторонам не обязательно заботиться о согласовании этого условия, если только они не хотят внести в него изменения. Но о сроке окончания действия договора необходимо условиться, без этого акт будет считаться незаключенным. Для страхования в рамках лизинговой сделки наиболее оптимальной будет увязка периодов правомочности контрактов страхования и лизинга.

Когда в ходе переговоров с представителями лизингодателя принято решение о страховании предмета лизинга, желательно решить следующие вопросы:

1. Кто будет выступать в роли страхователя. В решении этого вопроса обычно учитываются финансовые возможности сторон по уплате страховой премии и право одного из участников отнести страховые расходы на себестоимость продукции.

2. Кто будет являться выгодоприобретателем по договору страхования. Необходимо установить, на кого возлагается обязанность по восстановлению предмета лизинга в случае его гибели или порчи.

3. С какой страховой компанией будет заключаться договор страхования. Часто встречаются акты, в которых выбор страховщика осуществляет сторона, обязанная застраховать имущество. При этом договор лизинга предусматривает обязательность получения от другого участника сделки письменного согласия в отношении выбранной организации. Из-за такого положения нередко возникают сложности. Самым оптимальным вариантом будет закрепление в договоре лизинга наименования страховой компании.

4. Должен ли извещаться второй участник лизинговой сделки о заключении акта страхования и каким образом. Поскольку обе стороны заинтересованы в страховании предмета лизинга, то обычно в договорах лизинга предусматривается обязанность страхователя представить партнеру сделки копию страхового полиса.

5. В договоре лизинга могут решаться и другие вопросы, связанные со страхованием (например, внесение в дальнейшем страховых взносов и последствия их неуплаты, может предусматриваться ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по страхованию предмета лизинга и тому подобное).

Какова страховая стоимость предмета лизинга? Обычно она составляет указанную в договоре сумму, которая превышает рыночную цену имущества

Можно назвать большое количество российских страховых компаний, заинтересованных в страховании лизингового имущества. Действительно, лизинг позволяет им существенно расширить рамки собственного страхового бизнеса. При этом особых проблем с организацией и осуществлением страхования материальных рисков у них нет. Многие российские ЛК осуществляют страхование лизингового имущества в родственных им страховых компаниях, учрежденных банками, кредитующими лизинговые операции, или профильными холдингами. Как правило, лизингополучатель не должен сам заботиться о выборе страховщика и наиболее подходящей программы. Все за него сделает лизингодатель, кровно заинтересованный в полноценной страховой защите.

Страхование широко применяется в российском лизинговом секторе. Как показывает опрос лизинговых компаний, проведенный экспертной группой по изучению отечественного лизингового рынка Российской академии предпринимательства в ноябре-декабре 2001 года, страхование лизингового имущества осуществляется в 95% сделок. Страхование предпринимательских рисков осуществляется лизингодателем по каждому шестому договору лизинга. Таким образом, участники лизинговых сделок достаточно часто используют страхование как способ минимизации своих рисков. Страхование, являясь средством защиты инвестиций, будет развиваться в дальнейшем как за счет увеличения объема страхования соглашений лизинга, так и благодаря появлению новых видов страхования.

Пересмотр лизинговых платежей

Платежи по лизинговому договору – одна из основных обязанностей лизингополучателя. Законодательством установлено, что размер аренды (в том числе при лизинге) может пересматриваться только по соглашению сторон. Причем не чаще одного раза в год. Данное правило закреплено в третьем пункте статьи 614 ГК РФ. Желая избежать затруднения в связи с этим, ЛК весьма часто продают свои услуги с определением лизинговых платежей в привязке к долларам (или иной свободно конвертируемой валюте). Между тем, при кажущейся простоте вопроса, на самом деле валютное ценообразование лизинговых сделок имеет ряд невыгодных для сторон обстоятельств.

В лизинге есть альтернатива: либо рубли, либо валюта. То есть можно считать лизинговые платежи в рублях либо в долларах США или иной иностранной валюте и отметить в договоре, что «оплата лизинговых платежей осуществляется в рублях РФ по курсу ЦБ на день оплаты».

Когда расчеты по лизингу ведутся в валюте, возникают проблемы взаиморасчетов из-за курсовых разниц, вследствие чего усложняется бухгалтерский учет. Однако лизинговые компании идут на эти неудобства из-за сравнительной дешевизны валютных кредитов по сравнению с рублевыми и более длительного срока валютных ресурсов. В результате договор финансового лизинга в иностранной валюте более привлекателен. Этому способствует и то, что цены на большинство импортного оборудования установлены в иностранной валюте.

Однако последствия привязки лизингового платежа к долларам или евро могут быть чреваты для лизингополучателей. Печальные последствия наглядно продемонстрировал кризис в августе 1998 года. Арбитражная практика показывает, что суды не считают последствия кризиса существенным изменением обстоятельств в части увеличения курса валюты в несколько раз.

Не часто, но встречаются договоры лизинга, в которых платежи устанавливаются не в твердой сумме, а в виде формулы расчета лизинговых платежей. Такой формой можно считать и условия договора об одностороннем изменении размера лизинговых платежей в случае наступления какого-либо события (например, изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ или размера процентов, взимаемых по кредитному договору на привлечение денежных средств для приобретения предмета лизинга). Если при соглашении ЛК предлагает именно такой порядок, то лизингополучателям следует помнить о следующих моментах:

1. Когда размер лизинговых платежей привязан к ставке рефинансирования ЦБ РФ или процентам, уплачиваемым по кредитному договору, это влияет на изменение сумм не только в случае увеличения указанных процентов, но и при их снижении. В связи с тем, что в последнее время существует тенденция к снижению названных показателей, в регулярности пересмотра счетов в первую очередь заинтересован лизингополучатель.

2. Если размер лизинговых платежей зависит от одной из их составляющих, необходимо в договоре закрепить однозначный ответ относительно формулы пересчета. Зачастую на практике встречаются условия об увеличении суммы пропорционально увеличению какой-либо ее части. Но в данном случае зависимость можно рассматривать как относительно доли платежа, направляемого на возмещение данной составляющей (например, на уплату процентов по кредиту), так и всего объема в целом.

3. Необходимо внимательно относиться и к формулировке оснований пересмотра размера лизинговых платежей, поскольку положение, регулирующее этот вопрос в связи с изменением экономической ситуации в стране, носит весьма расплывчатый характер и не дает ответа ни о том, что понимается под таким изменением, ни о том, как изменяется цифровой показатель.

Расторжение договора лизинга как вид ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей лизингополучателем

Участники лизинговой сделки заинтересованы в том, чтобы договор лизинга исполнялся сторонами надлежащим образом и завершился в связи с истечением срока его действия. Но в жизни часто возникают ситуации, когда требуется досрочное расторжение соглашения. Как правило, это крайняя мера, применяемая стороной, права которой нарушены. Поскольку в основном должником по договору лизинга является лизингополучатель, то и основания для досрочного расторжения сделки чаще всего касаются случаев ненадлежащего исполнения обязанностей последним.

Статья 450 ГК РФ предусматривает несколько оснований этого случая, проводя четкое различие между правом предъявить требование о расторжении и правом на односторонний отказ от его исполнения. При этом следует помнить, что возможность одностороннего отказа от исполнения договора делает его менее стабильной структурой, и значит, менее привлекательным для лизингополучателей.

Когда расчеты по лизингу ведутся в валюте, возникают проблемы взаиморасчетов из-за курсовых разниц, вследствие чего усложняется бухгалтерский учет.

Чаще всего встречается досрочное расторжение сделки лизинга из-за просрочки уплаты лизингополучателем платежа более двух раз подряд. Соответствующие положения действующего законодательства являются противоречивыми. Так, статьей 619 ГК РФ предусмотрено право лизингодателя предъявить требование в суд о расторжении договора, если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит лизинговый платеж. В то же время статьей 13 закона «О финансовой аренде (лизинге)» за это же самое нарушение лизинговой компании предоставлено право на односторонний отказ от исполнения договора. Поскольку статья 619 является императивной нормой, она не может быть пересмотрена ни другим законодательным актом, ни соглашением сторон. Поэтому является недопустимым включение в договор условия об одностороннем расторжении договора лизинга по основаниям, предусмотренным статьей 619 ГК.

Положения о выкупе лизингового имущества

Желание воспользоваться механизмом лизинга обычно продиктовано недостаточностью собственных средств у лизингополучателя для приобретения необходимого ему имущества в собственность. Поэтому очевидно его желание выкупить у лизинговой компании оборудование по завершению сделки. Если такое решение принято еще на стадии подписания договора, то самым оптимальным является включение в акт соответствующих положений. Данная возможность предусмотрена действующим законодательством, устанавливающим право сторон заключить смешанную сделку, в которой содержатся различные элементы (например, соглашения лизинга и купли-продажи).

При включении в договор лизинга норм, посвященных выкупу имущества, лизингополучатель должен помнить о том, что пункт, устанавливающий лишь право на выкуп без указания каких-либо иных условий, расценивается только как предварительное заключение. Такая форма является для лизингополучателя недостаточной, поскольку в ней отсутствует положение о сроке подписания основного контракта о выкупе предмета лизинга и цене.

Согласно пункту четвертому статьи 429 ГК РФ, в предварительном договоре указывается период, в который стороны обязуются заключить соглашение. В ином случае срок составляет год с момента первичного подписания. Поэтому, при отсутствии в акте лизинга конкретной даты либо иной формулировки, позволяющей определить временной промежуток, договор выкупа должен быть заключен в течение одного года.

Не менее важным является и согласование цены выкупа лизингового имущества. В связи с тем, что стоимость не является существенным условием договора купли-продажи (за исключением случаев, когда предметом сделки является недвижимость), ее отсутствие в предварительном договоре (соответствующем пункте договора лизинга) не отражается на его действительности. Однако в этом случае цена должна определяться в порядке, предусмотренном пунктом третьим статьи 424 ГК РФ.

В заключение некоторые рекомендации, относящиеся уже к стадии реализации лизингового проекта. Необходимо поддерживать с лизинговой компанией постоянный контакт, это укрепляет доверительные отношения между сторонами, что очень важно при долгосрочном лизинговом сотрудничестве. О финансовых затруднениях обязательно следует информировать лизингодателя. Важно, чтобы он узнал об этом из первых уст.

Регулярные контакты с лизингодателем помогут разрешить сложные вопросы по пересмотру договора лизинга, отсрочки лизинговых платежей, реструктуризации задолженности, а также помогут в переговорах при новых проектах.

Информация получена из открытых источников информации.


Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.