Автопрокат и штрафы ГИБДД: кто будет платить за штрафы?

ГАИКомпания автопроката «Кори» закрывает свой, который стал убыточным из-за увеличения количества камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Владелец «Кори» сообщил, что в компанию ежемесячно поступало не менее сотни извещений о штрафах, которые татарстанская ГИБДД отказывалась переоформлять на фактических нарушителей — клиентов автопроката, несмотря на закнность данных требования со стороны автопрокатной компании. Участники казанского рынка автопроката признают, что такая проблема существует, но сворачивать из-за этого деятельность не намерены.

По словам Михаил Сергеева, директора «Кори», поправки в КоАП, относительно средств объективной фиксации нарушений ПДД (видеокамер), Госдумой РФ были приняты в уже 2008 году и предусматривают возможность переоформить штраф на фактического  нарушителя, «если собственник сможет доказать, что за рулем принадлежащего ему автомобиля находился  не он, и ГИБДД сочтет эти доказательства убедительными».

Одна из проблем заключается в том, что «система он-лайн ГИБДД работает крайне медленно — штрафы появляются с очень большими задержками. Част бывает, что после расторжения договора с клиентом, который брал машину на один-два дня и оплатил за прокат авто 1-4 тысяч рублей, мы потом получаем квитанции о штрафах на сумму в несколько тысяч рублей»,— говорит Сергеев. Он также отметил, что в Республике  Татарстан камера фиксирует не лицо нарушителя, как это делается во многих странах, а только регистрационный номер автомобиля, в связи с чем квитанции высылаются собственнику автомобиля, «хотя юрлицо само по себе не может находиться за рулем».

Рынок автопроката в Казани, по данным его участников, включает в себя всего 10-12 компаний, но реально работают только 4-5 из них. Общее парк автопроката — 70-100 машин. Совокупный ежемесячный оборот — 1-2 млн руб.

Михаил Сергеев сообщил, что еще ни одному из автопрокатов Казани так и не удалось договориться с ГИБДД о том, чтобы она проводила эту процедуру «в соответствии с законом». В итоге аренда авто стала невыгодным бизнесом, несмотря на востребованность этой услуги. «У нас в базе несколько сотен клиентов, в том числе  постоянные. Но мы все же закроем это направление, распродав автопарк»,— сообщил Сергеев.
В пресс-службе ГИБДД Татарстана не смогли оперативно подготовить комментарий по этому вопросу, посоветовав задать его на пресс-конференции лично главе ведомства Рифкату Минниханову.

В июле 2008 года Рифкат Минниханов, рассказывая представителям СМИ об автоматической фиксации нарушений (видеокамеры на дорогах Казани начали устанавливать с 1 июля 2008 года), сказал, что «если собственник к нарушению не причастен и обеспечит явку лица, которое управляло транспортным средством в момент фиксации нарушения ПДД, то к административной ответственности будет привлечено лицо». При этом он подчеркнул, что «в качестве доказательства должны быть предоставлены не документы, косвенно подтверждающие непричастность собственника автомобиля к совершению нарушения, а именно сам гражданин, находившийся за рулем».

Владелец другого автопроката «Гамбит» Рустем Багаветдинов также сообщил, что «с подобной проблемой сталкиваются все компании автопроката», однако он добавил, что для его компании «это не создает особых сложностей, наверное, потому, что обороты большие».

Собственник компании «Авторент» Тариэл Песахов сообщил, что нашел способ взимать штрафы за нарушения ГИБДД с клиентов. «При оформлении автомобиля наши клиенты оставляют залог. Мы не возвращаем залог до тех пор, пока не убедимся, что клиент за время пользования транспортным средством не нарушил ПДД». Правда, он также добавил, что все же таким образом компании удается взыскать далеко не все штрафы: «Бывает так, что залога не хватает, а клиентов потом не найти». Назвав такие убытки «незначительными производственными издержками», Тариэл Песахов предположил, что проблемы «Кори» со штрафами ГИБДД «скорее всего, не основная причина закрытия автопроката».

Представитель другой российской автопрокатной компании «Рентомобиль» в Казани Дамир Зиатдинов сообщил, что его компания сталкивается с подобными проблемами и в Москве, и Нижнем Новгороде. Но, по его словам, «Нижний Новгород оснащен камерами всего на 10%, в то время как Казань — на все 90%, поэтому в Татарстане это выражено наиболее сильно». Но штрафы не угрожают его бизнесу. «Мы работаем с арендаторами  только по банковским картам. Поэтому у нас есть способ взыскать полученый штраф с клиента»,— сказал Дамир Зиатдинов. Он также говорит, что компания практикует жесткий фейс-контроль: «Мы не даем автомобили всем подряд. 50% наших клиентов — это крупные компании из Москвы, Санкт-Петербурга и из-за рубежа. А они очень внимательно относятся к нарушениям на дороге»,— сказал он. Господин  Зиатдинов думает, что загружать ГИБДД поиском фактических нарушителей не целесообразно: «Этим должны заниматься другие органы — судебные». К тому же, по его мнению, «никто не будет рушить систему из-за двух-трех автопрокатных компаний».


Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.