УФАС заподозрило МинПромТорг в ограничении конкуренции при утилизации.

УтилизацияАрбитражный суд Татарстана признал Министерство промышленности и торговли республики нарушившим закон «О защите конкуренции». Таким образом, суд поддержал УФАС по Татарстану, которое посчитало, что министерство ограничивало конкуренцию своими письмами, разосланными в автосалоны (они позволяли требовать от клиентов покупки дополнительных услуг). В министерстве, однако, называют письма заботой о гражданах, которые жаловались ведомству на невыгодные условия при покупке автомобиля по программе утилизации.

Минпромторгу Татарстана вчера не удалось оспорить в арбитраже решение УФАС, которое в феврале этого года признало ведомство нарушившим ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции» (ограничивающие конкуренцию действия органов исполнительной власти). Напомним, что надзорный орган обвинил республиканское ведомство в том, что оно направило дилерам ОАО «АвтоВАЗ» необоснованные указания, которые позволяли требовать от клиентов (покупающих автомобиль по программе утилизации) приобретения у дилеров также полиса ОСАГО и сигнализации с ее дальнейшей установкой. Согласно предписанию УФАС, теперь Минпромторг должен отозвать свои письма. А в отношении замминистра Олега Власова, поставившего под ними подпись, может быть возбуждено административное дело, предусматривающее штраф в размере 30 тыс. руб.

Министерство промышленности и торговли объясняет, что разослало письма с целью защиты граждан от навязывания невыгодных им условий при покупке авто. Представитель Минпромторга в суде Лилия Хабибуллина объяснила, что, направляя письма, ведомство руководствовалось законом Татарстана «Об обращениях граждан». После начала программы утилизации в министерство стали поступать жалобы граждан. Некоторые автосалоны, по ее словам, навязывали покупателям «дополнительные опции к выбранным им базовым моделям автомобилей» — установку брызговиков, музыкального центра, гидроусилителя руля, антикоррозийной обработки, подкрылков. Минпромторг направил трем автодилерам, фигурировавшим в жалобах (казанским «Кан-Авто» и «Парусу» и альметьевской «Альтернативе»), письма с рекомендациями провести разъяснительную работу среди менеджеров. Минпромторг настаивал, что в рамках федеральной программы по утилизации автомобилей обязательными являются только установка простейшей сигнализации и приобретение полиса ОСАГО, установка других опций может быть произведена только по желанию клиента. Госпожа Хабибуллина утверждает, что письма «не были обязательными для исполнения», поскольку Минпромторг республики не является ни вышестоящим органом для дилеров, ни уполномоченной организацией по проведению программы утилизации Кроме того, она отметила, что программа утилизации начала действовать в республике с декабря 2009 года, а письма рассылались в мае 2010 года. «Автосалоны уже до этого момента могли ограничивать граждан в выборе опций и письма повлиять на это никак не могли»,— считает она.

Тем не менее представитель УФАС Алексей Гаранин полагает, что письма Минпромторга приводили к навязыванию покупателям невыгодных условий договоров. Так, они позволяли автодилерам устанавливать дополнительное оборудование, в частности сигнализацию, на автомобили до их продажи. «При этом дилеры самостоятельно отбирали установщиков сигнализации и само оборудование и тем самым лишали граждан возможности выбрать лучшие условия,— отмечает господин Гаранин.— Дилеры требовали устанавливать сигнализацию у себя, а не в любом другом месте, хотя этого требования нет ни в одном нормативном акте». Кроме того, по его словам, законодательством не установлена обязательность при покупке машины приобретать в автосалоне и полис ОСАГО.

В настоящий момент в УФАС рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства, связанное с навязыванием невыгодных условий при покупке автомобиля, которое было возбуждено как раз в отношении «Кан-Авто», «Паруса» и «Альтернативы», которым Минпромторг рассылал письма. По данным УФАС, именно на них пришлось около 80% проданных по программе утилизации авто.

Информация получена из открытых источников.


Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.