Авторынок притормозил

Темпы роста российского авторынка начали замедляться. В апреле продажи новых машин выросли всего на 42%, тогда как в первом квартале — на 77%. Самую слабую динамику показывают российские бренды, которые по объемам продаж вплотную приблизились к докризисным. Это означает, что дальнейший рост рынка будут обеспечивать, в первую очередь, продажи иномарок.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России за январь—апрель 2011 года. За этот период они выросли на 64% до 754 тыс. машин, но за апрель — всего на 42%, до 235,7 тыс. Самым продаваемым брендом стала российская Lada, из иномарок наиболее популярны были Chevrolet, Renault и Kia. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас отметил, что рост авторынка продолжается «в несколько замедленном темпе в сравнении с первым кварталом» (тогда он вырос на 77%). Впрочем, высокие темпы роста в первом квартале во многом объяснялись эффектом низкой базы, уточнил господин Томас. Поэтому важнее сам факт роста рынка, а «прямые годовые сравнения обманчивы».

В целом, прогнозирует АЕБ, в 2011 году рынок вырастет до 2,35 млн машин, то есть на 23%. Прежний прогноз АЕБ был более консервативен (рост на 17%), но ассоциация уже не раз пересматривала свои прогнозы по российскому рынку в сторону повышения. В любом случае, даже если сбудется более оптимистичный прогноз АЕБ, в целом рост рынка замедлится в сравнении с прошлым годом, когда он был на уровне 30%.

Вопреки последствиям мартовских природных катастроф в Японии, лучше всего растут японские бренды: Nissan, Toyota, Suzuki, Mitsubishi и Mazda. У всех динамика прироста выше рыночной, причем у большинства (кроме Suzuki) за четыре месяца она превышает 100%. Отчасти это объясняется эффектом низкой базы (японские бренды падали в кризис сильнее остальных), и насколько стабилен рост, пока неясно. Дилеры допускают, что бренды ожидает новое падение продаж (см. «Ъ» от 10 мая). Пока же проблемы наблюдаются только у Honda, сбыт которой на фоне роста рынка падает не первый месяц (в апреле — на 33%). Почему это происходит, в российском офисе Honda не пояснили. Источник, близкий к компании, говорит о неких «логистических проблемах» при поставке автомобилей в Россию. Проблемы начались еще в январе.

Самая слабая динамика прироста продаж в апреле — у российских брендов. Хуже всего она у Lada — не более 3%, то есть минимум с начала возобновления роста рынка весной прошлого года. При этом в апреле у АвтоВАЗа упали продажи сразу трех семейств — Samara, «классика» и Priora, такого не было ни разу с момента возобновления роста рынка. Почему продажи этих моделей падают на растущем рынке, на АвтоВАЗе уточнить не смогли. При этом все российские автозаводы в той или иной степени приблизились к докризисному уровню продаж (50 тыс. машин в месяц у АвтоВАЗа, порядка 5 тыс. у УАЗа и 7-8 тыс. у ГАЗа), но никто не обновлял модельный ряд. Единственную новую модель — Lada Granta — АвтоВАЗ выведет на рынок не раньше конца года, отмечает Михаил Пак из ИК «Атон».

Также относительно слабый прирост в апреле показали американские Chevrolet и Ford (значительная доля продаж Chevrolet приходится на российский внедорожник Chevy-Niva), а также итальянский Fiat, который недавно объявил о разрыве партнерства с ОАО «Соллерс» (компания пока остается дистрибутором марки в России). Медленнее рынка растут и продажи премиальных BMW и Audi . Управляющий директор холдинга «Независимость» Оскар Ахмедов, впрочем, говорит, что такая динамика — «скорее техническая, связанная с недопоставкой машин». В пользу того, что речь не идет о некой стагнации премиального сегмента, говорит и то, что у Mercedes-Benz, Lexus и Porsche продажи растут быстрее рынка. По словам представителя Daimler, для поддержания текущего уровня продаж Mercedes в России никаких экстраординарных акций не предпринималось.

Самыми продаваемыми автомобилями по итогам января—апреля стали модели Lada, а также Renault Logan, Ford Focus и Hyundai Solaris. Если две первые модели уже не первый год входят в число наиболее популярных в России иномарок, то Solaris вошла в тройку несмотря на то, что ее продажи начались только в 2011 году. Продажи VW Polo, например, который собирается в Калуге еще с 2010 года и считается одним из основных конкурентов Solaris, только на девятом месте среди иномарок. Однако Hyundai собирается поднимать цены на Solaris.


Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.