Сабантуй 2011

Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ «О проведении татарского народного праздника «Сабантуй»".
В сельских населённых пунктах, в районных центрах РТ (в том числе и в городах республиканского значения) Сабантуй планируется проводить 11 — 13 и 18 — 19 июня 2011 года.
В Казани традиционно — 25 июня 2011 года, сказано в указе.


В настоящее время сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Современный сабантуй почти повсеместно проходит по следующей схеме: в городах это обычно однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности — это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому, готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих.

В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая сабантуйсоставляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где участников больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации символического сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.

Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков — эйбер жыю, яулык жыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях, например, Лениногорского, Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. С весёлой песней, юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому, каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях под Казанью подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Подарки дают и приезжие гости. Юноши, как правило, благодарят одаривающих песнями.

сабантуйПодарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи — яшь килен. По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако, в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. По мнению многих, при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

Традиционным является и ритуальный сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.

Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.

сабантуйМесто проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда сооружается трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место, вроде небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть — выступления певцов, танцоров и других участников художественной самодеятельности или профессиональных деятелей искусства.

После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

сабантуйКульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. Современные призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба — кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.
кураш сабантуй
Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Большое оживление вносят различного рода шуточные соревнования, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

сабантуйОдновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что каждый присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на некотором расстоянии от села, то нередко там на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

После окончания соревновании на майдане, народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища — кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерним сабантуем. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. А в последнее время, нередко и в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.


Еще интересно почитать:

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.